Основной целью социально-психологической службы школы является обеспечение сопровождения психического и психологического здоровья обучающихся; их успешная социализация и социальная адаптация.
Задачи социально – психологической службы:
- Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста.
- Сопровождение развития индивидуальных особенностей детей: интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, жизненных планов.
- Содействие созданию благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой стороны – созданием для каждого ребенка на всех возрастных этапах ситуации успеха в деятельности, которая наиболее значима для ребенка в текущий момент социальной ситуации.
- Оказание своевременной социально-психологической помощи и поддержки детям и их родителям, педагогам и администрации школы.
- Создание условий для своевременной коррекции в сопровождении индивидуального развития обучающихся с проблемами в поведении, социально-педагогической запущенностью.
- Социально-психологическое просвещение для всех субъектов образовательного пространства школы.
Согласно федеральному закону Российской Федерации N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 42 п. 3. «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей)».
Социально-психологическая служба работает по следующим направлениям:
Психологическое консультирование.
- Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам
- Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с детьми, их развития, обучения, профессионального самоопределения, воспитания.
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися.
- Разработка и реализация программ, планов проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении.
- Организация и совместное осуществление с педагогами психолого-педагогической коррекции недостатков психического развития обучающихся, нарушений социализации и адаптации.
Психологическая диагностика обучающихся.
- Диагностика с целью анализа динамики психического развития, определение обучающихся, нуждающихся в психологической помощи.
- Диагностика с целью изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей для построения образовательного и профессионального маршрута.
- Диагностика родителей (законных представителей) с целью изучения внутрисемейных взаимоотношений.
Просвещение.
- Ознакомление родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования).
- Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей детей, детей с ОВЗ.
- Информирование о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.
Профилактика.
- Предупреждение возможных отклонений в поведении и развитии личности обучающихся
- Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся.
Педагог-психолог работает с ребятами в школе по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, уверенности в себе, толерантности; проводит коррекцию школьной тревожности и неуспешности.
Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения ребенка и сфера человеческих взаимоотношений). При этом приоритетной является сфера взаимоотношений в семье и ее ближайшем окружении. Социальный педагог по своему профессиональному призванию стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении ребенка.
Основное взаимодействие социального педагога и педагога-психолога идет по следующим направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся, наркопрофилактика, просвещение, работа с детьми «группы риска» и социально-опсаного положения. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании обучающихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей обучающихся различных возрастных категорий.
Специалисты социально-психологической службы имеют право:
- Посещать уроки, внеклассные и общешкольные мероприятия, занятия группы продленного дня с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью обучающихся.
- Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией.
- Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами).
- Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.
- Обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи обучающимся.